Тема: «Все о токе в живых организмах»

Форма урока: интегрированный урок-турнир: биология, информатика, физика.

Цели:

образовательные: обобщить, повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Сила тока. Напряжение. Сопротивление тока»;

изучить особенности действия электрического тока на живые организмы;

закрепить знания учащихся о табличном процессоре Excel;

развивающие: развивать творческие способности учащихся;

развивать умения и навыки пользования компьютером;

развивать навыки учащихся работать самостоятельно и в группе;

воспитывающие: формировать интерес к изучению биологии, информатики и физики;

воспитывать аккуратность, умения и навыки планирования своей деятельности;

способствовать расширению кругозора учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Все о токе…», презентации команд «Ом и К¡», «Скат’ики».

Науку все глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси.

Ход урока.

 

1.Вступительное слово учителя.

 

Электричество кругом,

Полон им завод и дом,

   Везде заряды: там и тут,

    В любом атоме «живут».

  А если вдруг они бегут,

   То тут же токи создают.

        Нам токи очень помогают,

               Жизнь кардинально облегчает!

На экране появляется тема и цели урока. Класс разбит на две команды. Представляется жюри.

2. Представление команд.

Каждая команда представляет свою презентацию.

3.Конкурс «Разминка».

         В течение 5 минут команды отвечают на вопросы номера, которых они вытаскивают из мешочка. За правильный ответ команды получают очки.

 

 

Вопросы по физике:

7    Электрический ток это-…

7    Электрическое напряжение обозначается -…, измеряется -… .

7    Прибор для измерения силы тока называется-…

7    Электрическое сопротивление обозначается -…, измеряется -… .

7    Сила тока обозначается -…, измеряется -… .

7    Прибор для измерения электрическое напряжение называется-…

7    Электрическое сопротивление зависит от …

Вопросы по биологии:

õ   Нейрон – это…

õ   Нервный импульс – это…

õ   Синапс – это…

õ   Рефлекс – это…

õ   Рефлекторная дуга – это…

Вопросы по информатике:

8   Электронная таблица – это…

8   Назначение электронных таблиц.

8   Самый популярный табличный процессор…

8   Формула в Excel – это…

8   Ячейка – это…

8   Адресация ячеек бывает…

4.Слово учителя.

Электрический ток человеком был приручен недавно, на рубеже ХIХ-ХХ веков. А до этого, он восхищался таким природным явлением- как молния.

Ученица зачитывает отрывок из стихотворения Елизаветы Кульман «Молния» и одновременно учащимся показывается фрагмент о молниях с учебного СD «Физика. Библиотека наглядных пособий».

        


 

-Со мною кто сравнится?

         Я! – дуб сказал могучий,

         Взмахнув вершиной гордой.

         Из облаков зловещих

Летучею змеею

Вдруг молния блеснула

И крепкий Дуб сломила,

Как бы дитя, играя,

Цветка согнуло стебель.

-Со мною кто сравнится?

-Я! – прозвучала Башня,

Чьё золотое темя

Пожаром гордо блещет,

Когда не покрывают

Его, как флером тучи.

Но небеса разверзлись

Для Молнии гремучей

Летит драконом страшным

С зияющею пастью;

Мгновенье – и не стало

Главы у гордой Башни,

Лишь черными ручьями

Вниз по стенам стекает

Расплавленное злато.

-Нет! Мне никто не равен!

Сказала и стрелою

Нырнула в волны моря…


 

         Молния - это величественное и грозное явление природы, невольно вызывающее у нас чувство страха. Долгое время человек не мог объяснить причин грозовых явлений. Люди считали молнию деянием богов, наказывающих человека за грехи. Природа молнии стала проясняться после исследований, проведенных в ХVIII столетии русскими учеными М.В.Ломоносовым и Г. Рихманом и американским учёным Б.Франклином.

         Объяснение М.В. Ломоносова было таким. В земной атмосфере воздух находится в постоянном движении. Благодаря трению восходящих и нисходящих воздушных потоков друг о друга частички электризуются и, сталкиваясь с капельками воды в облаках, отдают им свой заряд. Таким образом, в облаках с течением времени скапливаются весьма большие заряды. Они-то и являются причиной молнии.

         Мы наблюдаем, упорядоченное движение заряженных частиц от одного импровизированного полюса к другому, то есть, наблюдаем электрический ток в больших масштабах и большой величины. Но токи можно и не увидеть, если речь идет о человеческом организме.

         Нервная система выполняет свои функции благодаря тому, что нейроны обладают особым свойством – возбудимостью. В ответ на раздражение нервные клетки способны генерировать короткие электрические сигналы – нервные импульсы. Изменяется свой потенциал на положительный по отношению к внешней среде, а затем происходит возврат к уровню потенциала покоя. Это явление является универсальной формой реагирования нейронов на самые разные стимулы.

5. Физкультминутка.

1)     Стойка ноги врозь, руки в стороны. Ладони кверху. 1 – дугой кверху расслабленно правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2 – стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 3-4 – то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2)     Сидя на стуле, руки на пояс. 1 – повернуть голову направо. 2 – исходная позиция. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

6. Конкурс «Капитанов».

Этот конкурс представляет собой калейдоскоп, в котором капитанам нужно будет на компьютере за 5 мин. провести аналогии между физической величиной и формулой, по которой она находится, биологическим фактом  и его значением, информационным понятием и его графической записью.

Физика:      I                            = q/t

R                          = U / R  

                   U                          = ρ*l / S

                   I                           = A / q

Биология:

10000 угрей обеспечат энергией…            едят в Южной Америке.

Мясо электрического угря…                     найдены в силурийских и девонских отложениях земной коры.

Электрические органы звездочетов…       движение электропоезда в течение нескольких минут.

Остатки электрических рыб…                   находятся в глазной впадине.

Информатика:

                   = A2*B4               диапазон ячеек

                   $A$15                   формула

                   (D4: D16)             смешанная адресация

                   F$5                       абсолютный адрес ячейки

7. Конкурс «Криптограмма»

Пока капитаны выполняют своё задание, команды разгадывают криптограмму. Команда, которая быстрее справится с ней, получит очки.

Отгадав ключевые слова и заменив числа буквами, вы сможете прочитать физический закон и фамилию ученого, открывшего этот закон.

Значение ключевых слов:

1.     Единица количества электричества: 8-17-9-12-22.

2.     Физическая величина, измеряемая вольтами: 22-24-13-14-23-5-4-22-7-4.

3.     Место на источнике тока, на котором накапливаются заряженные частицы: 13-12-9-11-15.

4.     Прибор, служащий для обнаружения в цепи электрического тока: 3-24-9-25-2-24-22-12-10-4-16-14.

5.     Металл, обладающий весьма малым удельным сопротивлением: 15-4-14-4-1-14-12.

6.     Сплав с высоким удельным сопротивлением: 22-7-18-14-12-10.

7.     Покрытие проводника, препятствующее электрическому контакту этого проводника с окружающими телами: 7-6-12-9-23-19-7-23.

8.     Раздел физики: 21-9-4-8-16-14-7-20-4-15-16-2-12.

 

 

15

7

 

 

9

24

]

16

12

8

 

 

24

]

2

]

17

20

24

15

16

8

 

4

]

19

4

13

7

]

13

14

23

 

10

12

]

13

14

12

13

12

14

19

7

12

 

22

24

9

25

22

24

]

22

24

13

14

23

5

4

22

7

11

]

]

]

22

24

]

8

12

22

19

24

18

]

21

16

]

]

12

3

12

]

17

20

 

24

15

16

8

24

]

7

]

12

1

14

24

 

16

22

12

]

13

14

12

13

12

14

19

7

 

12

22

24

9

25

22

24

]

4

3

 

12

]

5

12

13

14

12

16

7

2

 

 

9

4

22

7

11

 

 

 

12

10

 

 

 

8. Конкурс «Ты мне я тебе».

Команды заранее готовят по одному вопросу и сообщение на тему ответа.

 

1 команда.

 ?            Назовите ученого, фамилия которого состоит из пяти букв, причем:

 

 

первая- первая в названии электрода, присоединенного к положительному полюсу источника тока;

вторая- вторая в названии единицы сопротивления;

третья- третья в названии прибора для измерения силы тока;

четвёртая- четвёртая в названии единицы силы тока;

пятая- последняя в названии прибора для измерения напряжения.

(Ампер.1. Анод.2. Ом. 3. Амперметр. 4. Ампер. 5. Вольтметр.)

         Ампер был чрезвычайно рассеян, предпочитал одиночество, имел неприятную для других привычку простодушно говорить всё, что знал.

         Однажды, уходя из гостей, он перепутал шляпы и надел вместо своей круглой треугольную, принадлежащую какому-то важному духовному лицу. Естественно, на другой день он с извинениями отнес ее владельцу. Но все посчитали это не рассеянностью, а обдуманным поступком, имевшим целью завести полезное знакомство.

         Ампер был близоруким с детства. Ученый не знал, что он близорук. Ему казалось в порядке вещей, что предметы уже на небольшом удалении теряют четкие очертания, становятся размытыми. Однажды он ехал в карете с человеком, который тоже был близорук, но носил очки. Вероятно видя как щурится молодой человек, он предложил ему надеть свои очки. Ито, что увидел сквозь них Ампер- четкий красочный мир, - так потрясло его, что он расплакался.

         Близорукостью Ампера безжалостно пользовались школьники, которых он учил. Их забавляло, что учитель писал не кистью руки, как все, а делал это всей рукой и смешно изгибался при этом. Видя, что их преподаватель пишет по крупнее, чтобы было видно всем, дети стали прикидываться близорукими и просить, чтобы он писал еще крупнее. Ничего не подозревавший Ампер дошел до того, что на большой доске писал всего одно слово.

Ампер был чрезвычайно легковерен, и его часто разыгрывали, рассказывая совершенно невероятные истории. Он верил им - но не по глупости, а, как тонко заметил один из его друзей, потому что легковерие его было плодом воображения и гениальности.

 

?2 команда.

             Почему дуб чаще других деревьев поражается молнией?

 

В поражении деревьев молнией играет роль, как строение корня, так и сопротивление дерева току.

У дуба корни глубоко уходят в почву и проникают в глубокие водоносные слои почвы, поэтому на них накапливаются притекающие из земли значительные заряды, имеющие знак, противоположный знаку заряда облаков.

         Отдельные участки ствола дерева имеют различное сопротивление. У дуба ток проходит внутри ствола по сердцевине, где содержится много сока, который закипает под действием тока и образовавшиеся пары разрывают дерево.

 У хвойных деревьев электрический ток проходит по наружным слоям ствола, не проникая внутрь, т.к. сопротивление сердцевины значительно больше, чем коры и подкоркового слоя, следовательно, они реже поражаются молнией.

9. Подведение итогов урока.

Жюри определяет победителей. Награждение команд.

10. Домашнее задание.

По биологии: составить кроссворд «Электричество в теле человека».

По информатике: повторить §10.2.

По физике: §

11. Рефлексия.

 

Учащиеся, которым понравился урок,  прикрепляют пазл к картинке на доске.

<<<вверх>>>       <<<назад>>>