Тема: Решение задач по теме «Законы постоянного тока».
Цели:
образовательные: закрепить знания учащихся по теме «Законы постоянного тока» с использованием задач биологического характера с помощью табличного процессора Excel;
продолжить формирование навыков решения задач по физике, изучение многообразия электрических явлений в живых организмах, отрабатывать навыки учащихся построения графиков и диаграмм, форматирования таблиц;
развивающие: развивать творческие способности учащихся;
развивать способности логически мыслить и находить взаимосвязи между явлениями в живой и неживой природе;
развивать умения и навыки пользования компьютером при решении задач;
воспитывающие: формировать интерес к изучению биологии, информатики и физики;
воспитывать аккуратность, умения и навыки планирования своей деятельности, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация ранее изученных знаний.
3. Решение задач.
4. Физкультминутка.
5. Самостоятельная работа.
6. Подведение итогов урока.
7. Задание на дом.
8. Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие класса, проверка готовности к уроку.
Озвучивание целей и эпиграфа к уроку.
Человек должен верить, что непостижимое постижимо; иначе он не стал бы исследовать.
И. Гете
2. Актуализация ранее изученных знаний.
С помощью мультимедийного проектора на экран выводится «Физическая эстафета», учащиеся заполняют пропуски.
С помощью мультимедийного проектора на экран выводятся изображения скелетной мышцы, сердечной мышцы и нейрона, учащиеся характеризуют их основные части.
Учащиеся разгадывают кроссворд «Excel» на компьютере.
3. Решение задач.
1) Электрическое сопротивление человеческого тела определяется в основном сопротивлением поверхностного рогового слоя кожи (эпидермиса). Тонкая, нежная и особенно покрытая потом кожи или увлажненная кожа, а так же кожа с поврежденным наружным слоем эпидермиса хорошо проводит ток. Сухая, огрубевшая кожа является весьма плохим проводником. Какое сопротивление имеет тело человека от ладони одной руки до ладони другой, если при напряжении 200 В по нему течет ток силой 2мА?
2) Определите площадь поперечного сечения тела человека, если сопротивление этого участка тела от конца одной руки до конца другой, при сухой неповрежденной коже 15 кОм, длина этого участка 1,5 м, а удельное сопротивление тканей тела 1,1 105 Ом м.
3) Биопотенциалы тонко отражают функциональное состояние органов и тканей. Они являются весьма распространенными приемами при физиологических исследованиях и при диагностики заболеваний сердца, головного мозга, периферических нервных стволов и мышц.
Частота импульсов сердечной мышцы 60-70 ударов в минуту, длительность 1-3 мс, установите зависимость напряжения импульса, если сопротивление его 18 кОм, а сила тока меняется от 3 до 5 мА.
4. Физкультминутка.
1) 1 – поднять плечи, 2 опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 сек, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
2) Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично выполняется упражнение с фиксацией взгляда влево, вниз и вверх. Повторить 3-4 раза.
5. Самостоятельная работа.
1) Определите длину широчайшей мышцы спины, если нервный импульс проходящий через нее имеет напряжение 50 мВ, а сила тока 5 мА. Площадь поперечного сечения мышцы 3,14 см2, а удельное сопротивление 1,5 103 Ом м.
2) Сопротивление тела рыбы в среднем равно 180 Ом, напряжение вырабатываемое органами различных видов рыб разное. Например: электрический скат создает напряжение в 60 В, электрический угорь – 300 В, электрический сом – 350 В, а угорь-электрофорус – 500 В. Установите какое значение имеет сила тока для каждой рыбы. Постройте зависимость силы тока (I) от напряжения (U), если сопротивление (R) постоянно.
7. Итог урока.
Выставление оценок за урок.
8. Задание на дом.
По физике: индивидуальные задания на карточках.
По информатике: подготовка к зачету.
По биологии: реферат по теме «Электричество в биологии».
9. Рефлексия.
Учащиеся строят цветную гистограмму своего отношения к уроку.