ГИМН ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА

1812 год в литературе, музыке и изобразительном искусстве

ГлавнаяПисатели и поэты об Отечественной войнеРазвитие музыкальной культурыСобытия Отечественной войны в живописиМастера скульптуры героям 1812 года Авторы

 

М.И.Глинка

М.И. Глинка

С.С. Прокофьев

С.С. Прокофьев

П.И. Чайковский

П.И. Чайковский

Т.Н. Хренников

Т.Н. Хренников

Героические события Отечественной войны 1812 года, 200-летие которых отмечается в нынешнем году, нашли широкое отражение не только в живописи и литературе, но и в музыке той эпохи.

Однако музыке повезло меньше других видов искусств. Далеко не все произведения дошли до нашего времени, а сохранившиеся нотные издания стали библиографической редкостью, существуя лишь в единичных экземплярах. Они хранятся в разных библиотеках Москвы и Петербурга, и знают о них только специалисты.

Музыка Отечественной войны 1812 года – это, главным образом, военные песни и марши (победные – на взятие городов и траурные – на смерть героев), а также произведения, воспевающие победу, – хоры, куплеты на возвращение войск и императора и т. п. К музыке Отечественной войны относятся и программные пьесы – такие, как «Изображение объятой пламенем Москвы» Д. Штейбельта, «Сражение в Сен-Шомоне и вступление в Париж» Пачини или же «Сражение при Лейпциге» анонимного автора, – представляющие жанр так называемых музыкальных баталий. К музыкальным свидетельствам войны относится и песня Г.И. Фишера на слова В.Л. Пушкина «К нижегородским жителям в 1812 г.» («Примите нас под свой покров»), написанная в дни, когда В.Л. Пушкин в числе других жителей покинул Москву и спасался в Нижнем Новгороде. Неожиданный отзвук войны 1812 года – калмыцкая песня «Маштык бодо, или Малая лошадь, сочиненная во время кампании 1812 г. после первого сражения с французами калмыцкого войска под начальством владельца их князя Тюменя», опубликованная в «Азиатском музыкальном журнале», выходившем в Астрахани.

Все эти произведения были написаны по конкретным поводам, создавались в ходе непрестанно меняющейся картины войны, отражали ее основные события и возникали сразу «по горячим следам». Можно сказать, что это была своеобразная музыкальная хроника Отечественной войны.

Особенной популярностью в предвоенные и первые послевоенные годы историческая тема пользовалась у композиторов ораториального и оперного жанра.

«Иван Сусанин» М.И. Глинки явился самобытным, уникальным творением своего времени. Это был совершенно новый тип русской национальной оперы, знаменовавший рождение нового стиля в русской музыкальной культуре – стиля классического реализма, в формировании которого 1812 год сыграл значительную роль.

Тема Отечественной войны 1812 г. нашла отражение и в творчестве композиторов второй половины XIX и XX в. Одно из самых известных произведений на эту тему принадлежит П.И. Чайковскому. В 1880 г. он создал симфоническую увертюру «1812 год».

После П.И. Чайковского к этой теме обращались русские композиторы в связи с 100-летним юбилеем Отечественной войны. Было написано несколько маршей и гимнов, торжественных хоров, среди которых «Бородино» А. Астафьева, «Песнь про Москву 1812 года» А. Чертковой, «К тени полководца» Ф. Цабеля, «Два великана» И. Буйлова, и ряд опер – «1812 год» М. Багриновского.

В советское время к теме, связанной с Отечественной войной 1812 г. , обратился выдающийся композитор С.С. Прокофьев, который создал оперу «Война и мир» по одноименному роману Л.Н. Толстого. Символично, что началом работы над оперой стал 1941 год – год начала Великой Отечественной войны.

Одновременно с С.С. Прокофьевым, работавшим в оперном жанре над темой, связанной с Отечественной войной 1812 г., Т.Н. Хренников писал музыку к драматическому спектаклю-комедии Театра Красной Армии «Давным-давно» по пьесе А.К. Гладкова. Спектакль был поставлен в 1942 г. и имел огромный успех. Он и сегодня находится в репертуаре театра, вызывая большой интерес у современного зрителя.

В 70-х годах Т.Н. Хренников продолжил работу над этой темой. В 1980 г. в Большом театре Союза ССР был поставлен его балет «Гусарская баллада» (на сюжет той же оперы Гладкова).

Определяя задачи современных художников, обращающихся к исторической теме, Т.Н. Хренников писал, что «каждый художник подходит к ней с точки зрения сегодняшнего дня и из всего огромного материала выделяет, то что именно сегодня считает главным. Для меня это ценность натуры наших героев, объединенных стремлением быть достойными воинской славы своего Отечества».

партитура

ноты

сцена из оперы Иван Сусанин, чтобы скачать нажми Сохранить объект как...на ссылке

Опера Иван Сусанин

увертюра Чайковского 1812 год, чтобы скачать нажми Сохранить объект как...на ссылке

1812 год", Чайковский П.И.

торжественная увертюра Чайковского, чтобы скачать нажми Сохранить объект как...на ссылке

торжественная увертюра "1812 год"

сцена из фильма Гусарская баллада></p>
		<p align= музыка из кинофильма "Гусарская баллада"

сцена из спектакля

Наш сайт, посвящен празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года
Hosted by uCoz