|
ГИМН ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА 1812 год в литературе, музыке и изобразительном искусстве |
|
|
М.И. Глинка
С.С. Прокофьев
П.И. Чайковский
Т.Н. Хренников |
Героические события Отечественной войны 1812 года, 200-летие которых отмечается в нынешнем году, нашли широкое отражение не только в живописи и литературе, но и в музыке той эпохи. Однако музыке повезло меньше других видов искусств. Далеко не все произведения дошли до нашего времени, а сохранившиеся нотные издания стали библиографической редкостью, существуя лишь в единичных экземплярах. Они хранятся в разных библиотеках Москвы и Петербурга, и знают о них только специалисты. Музыка Отечественной войны 1812 года – это, главным образом, военные песни и марши (победные – на взятие городов и траурные – на смерть героев), а также произведения, воспевающие победу, – хоры, куплеты на возвращение войск и императора и т. п. К музыке Отечественной войны относятся и программные пьесы – такие, как «Изображение объятой пламенем Москвы» Д. Штейбельта, «Сражение в Сен-Шомоне и вступление в Париж» Пачини или же «Сражение при Лейпциге» анонимного автора, – представляющие жанр так называемых музыкальных баталий. К музыкальным свидетельствам войны относится и песня Г.И. Фишера на слова В.Л. Пушкина «К нижегородским жителям в 1812 г.» («Примите нас под свой покров»), написанная в дни, когда В.Л. Пушкин в числе других жителей покинул Москву и спасался в Нижнем Новгороде. Неожиданный отзвук войны 1812 года – калмыцкая песня «Маштык бодо, или Малая лошадь, сочиненная во время кампании 1812 г. после первого сражения с французами калмыцкого войска под начальством владельца их князя Тюменя», опубликованная в «Азиатском музыкальном журнале», выходившем в Астрахани. Все эти произведения были написаны по конкретным поводам, создавались в ходе непрестанно меняющейся картины войны, отражали ее основные события и возникали сразу «по горячим следам». Можно сказать, что это была своеобразная музыкальная хроника Отечественной войны. Особенной популярностью в предвоенные и первые послевоенные годы историческая тема пользовалась у композиторов ораториального и оперного жанра. «Иван Сусанин» М.И. Глинки явился самобытным, уникальным творением своего времени. Это был совершенно новый тип русской национальной оперы, знаменовавший рождение нового стиля в русской музыкальной культуре – стиля классического реализма, в формировании которого 1812 год сыграл значительную роль. Тема Отечественной войны 1812 г. нашла отражение и в творчестве композиторов второй половины XIX и XX в. Одно из самых известных произведений на эту тему принадлежит П.И. Чайковскому. В 1880 г. он создал симфоническую увертюру «1812 год». После П.И. Чайковского к этой теме обращались русские композиторы в связи с 100-летним юбилеем Отечественной войны. Было написано несколько маршей и гимнов, торжественных хоров, среди которых «Бородино» А. Астафьева, «Песнь про Москву 1812 года» А. Чертковой, «К тени полководца» Ф. Цабеля, «Два великана» И. Буйлова, и ряд опер – «1812 год» М. Багриновского. В советское время к теме, связанной с Отечественной войной 1812 г. , обратился выдающийся композитор С.С. Прокофьев, который создал оперу «Война и мир» по одноименному роману Л.Н. Толстого. Символично, что началом работы над оперой стал 1941 год – год начала Великой Отечественной войны. Одновременно с С.С. Прокофьевым, работавшим в оперном жанре над темой, связанной с Отечественной войной 1812 г., Т.Н. Хренников писал музыку к драматическому спектаклю-комедии Театра Красной Армии «Давным-давно» по пьесе А.К. Гладкова. Спектакль был поставлен в 1942 г. и имел огромный успех. Он и сегодня находится в репертуаре театра, вызывая большой интерес у современного зрителя. В 70-х годах Т.Н. Хренников продолжил работу над этой темой. В 1980 г. в Большом театре Союза ССР был поставлен его балет «Гусарская баллада» (на сюжет той же оперы Гладкова). Определяя задачи современных художников, обращающихся к исторической теме, Т.Н. Хренников писал, что «каждый художник подходит к ней с точки зрения сегодняшнего дня и из всего огромного материала выделяет, то что именно сегодня считает главным. Для меня это ценность натуры наших героев, объединенных стремлением быть достойными воинской славы своего Отечества». |
|
|